Советы специалистов

МБОУ "Школа №48"

структурное подразделение детский сад г. Нижний Новгород

Руководитель: Шишкина Наталья Алексеевна

Адрес: 603141, г.Нижний Новгород, пос.Черепичный, д.19

Телефон: (831) 466-42-82

Советы специалистов

 

Я и семья 

Самое первое и самое простое правило: для полного и гармоничного развития детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. 
  Заботливые папа и мама, дедушки и бабушки, уютный дом - идеальная среда для развития любого маленького человека. 
  ! Родители ответственны за воспитание детей. 
  Главная задача любого родителя - вырастить из своего ребёнка полноценного члена общества. Именно поэтому мама и папа должны заботиться о вашем здоровье и дать возможность получить полноценное образование. Эта обязанность прописана в статье 63 Семейного кодекса.

  Он же устанавливает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. А способы воспитания должны исключать пренебрежительные, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления и эксплуатацию ребёнка. Но не все мамы и папы эти правила соблюдают... 
  Статья 156 Уголовного кодекса гласит: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если эти деяние было соединено с жестоким обращением, может наказываться даже ограничением свободы на срок до 3 лет. 
  Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (статья 58 Семейного кодекса) 
  ! Свидетельство о рождении выдается каждому младенцу. И только по достижении 14 лет каждый гражданин Российской Федерации обзаводится паспортом. Но и то и другое относится к основным документам, удостоверяющим личность человека. 
  Семья важна в жизни каждого человека. Важна она и в маштабах государственных. Не зря же её называют «ячейкой общества!» Именно поэтому принимаются разнообразные меры по сохранению и укреплению семьи в Российской Федерации, её социальной (общественной), а в необходимых случаях - и материальной поддержке. Так, установленные льготы многодетным и малообеспеченным семьям; семьям, воспитывающих детей - инвалидов, приемных детей; одиноким матерям. А всем гражданам, имеющим детей выплачиваются денежные пособия... Не каждый способен сразу оценить всю значимость кровных уз. Иногда понимание того, насколько важное место они занимают в нашей жизни, приходит годы спустя. 
  Мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры... Не позволяйте глупым обидам и мелким ссорам встать между вами. Берегите своих родных!

 

Не забывайте разговаривать с детьми

Этому вы, наверное, удивлены. Как с ним не разговариваешь - ведь он не замолкает ни на минуту, скажите вы. И тем не менее большинство наших детей не умеет разговаривать. Дети не умеют выражать свои мысли, не умеют поддерживать беседу. В их речи много слов - сорняков: «это», «ну вот», «как это», «ну» и т.д. В детском саду ребенок играя, общается, на занятиях его просят, что - то повторить, а в школе, статистика показывает, ребенок говорит две минуты в день.                          

  Разговаривайте со своими детьми! По дороге в детский сад вспомните, какой сегодня день недели, какие занятия будут сегодня, ты узнаешь что - то новое, не забудь вечером мне рассказать! Приучайте ребенка ежедневно делится с вами своими новостями - это поможет вам стать ближе. Почувствовав, что вам интересна его жизнь, ребенок будет помнить все, что было в детском саду подробно, в деталях. Главное - беседовать каждый день. Я хожу на работу пешком и каждый день наблюдаю безрадостную картину. Взрослый тянет за руку ребенка - шагает быстро, задумавшись о чем - то или нервно дергает: «быстрее, мы опаздываем». Где уж тут поговорить! А ведь всего-то надо было встать по раньше на 10-15 минут, выйти из дома, улыбнутся солнышку и день бы засиял яркими красками, настроение изменилось.

  Любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, поэтому необходимо учить детей смотреть и видеть, привлекать их внимание к различным явлениям окружающей среды. «Посмотри, какая туча! На что она похожа? Какого она цвета? Куда она плывет?» «Ой, какой сегодня ветерок. Куда он несет этот листок? А сегодня дождь! Какой он? (сильный, слабый, теплый, холодный, проливной, моросящий, ледяной, грибной) и т. д. Что он делает? (идет, шумит, капает, брызжет, льет, моросит, стучит). А давай придумаем ему слова похожие на него: дождь - дождик, дождище, дождливый, дождичек, дождит. Спросите, а бывает ли дождь когда светит солнце?

  Разговаривать с ребенком можно обо всем, надо только постараться и оглянуться по сторонам. Каждый день делитесь с ребенком своими впечатлениями о том, что вас волнует: о погоде, о том, что видели. И в ответ на это вам навстречу раскроется душа ребенка, а потом, становясь все самостоятельнее в движениях, он будет вам отвечать тем же.

 Разговаривайте со своими детьми!

 

Почему ребёнок говорит неправильно?

 Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы и травмы головного мозга в первые годы жизни ребёнка. В настоящее время показано, что употребление алкоголя и никотина во время беременности также могут привести к нарушениям физического и психического развития.

  Большая роль в возникновении речевых нарушений, в том числе и ОНР , принадлежит генетическим факторам. Наиболее часто имеет сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторах, действующих во время родов , во внутриутробный период и в первые годы жизни.

 Ранняя воспитательная, логопедическая, медицинская помощь имеет важное значение в предупреждении и исправлении речевого и интеллектуального недоразвития.

 Самым распространённым недостатком речи у детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с,сь, з, зь, ц), шипящие (Ш, Щ, Ж,Ч), соноры (Л, ЛЬ, Р, РЬ), реже заднеязычные (К,Г,Х). У некоторых детей нарушается только одна группа звуков. У других детей нарушается одновременно две или три группы звуков. Различают следующие нарушения звуков: искажение звуков; неумение произносить звук; замена одного звука другим.

 Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно.

 Причина замены звуков обычно заключается в нарушении фонематического слуха, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем.

 Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Многое зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию речи, задерживается его и физическое, и психическое развитие. Большое значение имеет здоровье ребёнка.Различные инфекционные болезни в первые три года жизни ребёнка, особенно болезни, связанные с расстройствами питания, задерживают рост и развитие всего организма, в том числе речи. В последние годы к сожалению отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

 

Леворукий малыш в праворуком мире

  Впрочем, гениальные левши – слабое утешение для некоторых родителей, которые обнаруживают, что и их собственное дитя предпочитает левую руку.

  На протяжении веков леворукость считалась едва ли не дефектом. В средние века левши даже преследовались инквизицией – был распространен миф о том, что у левши сердце находится с правой стороны. В советские времена леворуких детей в семье, детском саду и школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и педагоги таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

  Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Заставляя левшу работать правой рукой, Вы пытаетесь изменить не характер предпочтения руки, а саму природу человека.

  Насильственное переучивание левшей ведет, как правило, к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке.

  Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают ребенка. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Бывают у переученных леворуких и невротическое заикание, и тики, которые чаще всего принимают за кривляние. Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.

  Позвольте ребенку самому определиться в выборе – пусть берет ложку или карандаш в ту руку, в какую хочет. Не заставляйте и не одергивайте его. Вполне возможно он станет обоеруким, если малышу одинаково удобно работать обеими руками, то лучше учите его письму правой. Не перекладывайте ручки из одной руки в другую – выберите ту, которой писать удобнее ему.

  Ученые до сих пор не знают точно ответа на вопрос, как формируется леворукость. Существует большое количество гипотез, ее объясняющих. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Когда и по каким признакам можно определить, что у Вас растет леворукий ребенок?

  Обычно маленький ребенок одинаково ловко (или одинаково неловко) пользуется обеими руками. Но уже к полутора годам он начинает пользоваться одной рукой чуть чаще, чем другой, чуть более уверенно. Потом постепенно – как правило, к 3 – 4 годам – становится видно, какую руку ребенок предпочитает: держит карандаш, ложку или лопатку крепче и правильнее правой или левой рукой. Но если Вы даете ему какой-то предмет справа или слева, скорее всего малыш возьмет его той рукой, которая окажется ближе к предмету.

  В 4 – 5 лет доминантность руки обычно проявляется, как правило, уже отчетливо: даже если Вы дадите леворукому ребенку карандаш или игрушку справа, он все равно возьмет предмет левой.

  А уже в 6 – 7 лет категорически нельзя менять руку.

  С 4 – 5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. Тут самое время понаблюдать какая, все-таки рука у ребенка лидирует. Для этого можно использовать специальные игровые задания и нехитрые тесты. В процессе выполнения задания фиксируйте, какой рукой малыш выполняет каждое упражнение. Очень важно, чтобы он не заподозрил, что вас интересует, какой рукой он работает. Лучше сказать: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

  1. Предложите малышу коробку с пуговицами трех цветов и 3 пустые коробки. Попросите его разложить пуговицы так, чтобы в каждой коробке были пуговицы одного цвета. Отметьте, какой рукой он начинает работать. Какая рука более активна?

  2. Соберите несколько бутылочек разного размера с завинчивающимися крышками. Предложите ребенку подобрать подходящую крышку каждой бутылочке. Обратите внимание, какой рукой он выполняет более сложное действие – навинчивает крышку, а какой только придерживает бутылочку.

  3. Предложите ребенку нарисовать картинку. Положите карандаш прямо перед ним, ровно посередине, ни слева, ни справа. Посмотрите, какой рукой ребенок начинает рисовать. Через некоторое время попросите его нарисовать эту же картинку другой рукой. Какой рукой рисовать было удобнее и быстрее, а рисунок выполнен более качественно, та и будет ведущей.

  4. Обратите внимание, какой рукой ребенок старается развязывать узлы. Более активно действующая рука и будет ведущей.

  5. Предложите ребенку построить дом из кубиков «LEGO». Обратите внимание, какой рукой ребенок поправляет стены, берет кубики. Именно эта рука и будет ведущей.

  6. Предложите ребенку вырезать по контуру картинку. Отметьте, какой рукой берутся ножницы. Если ребенок в процессе работы перекладывает ножницы из руки в руку, посмотрите, какой рукой он работает аккуратнее.

  Теперь подсчитайте результат. Та рука, которой малыш действовал чаще и качественнее, и есть ведущая.

Как вести себя с ребенком–левшой?

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте леворукому ребенку негативное отношение к леворукости. Объясните малышу, что леворуких людей очень много и это тоже хорошо.

  2. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

  3. Не пытайтесь «пробовать» научить ребенка «работать» правой рукой, даже если качество письма и рисования левой рукой будет не очень удовлетворительно, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям.

  4. Хвалите малыша за малейшие успехи и поощряйте его творческие способности, но не стремитесь вырастить вундеркинда.

  5. Не предъявляйте завышенные требования к нему и не противопоставляйте его другим детям.

  6. Если вы занимаетесь с ребенком не при дневном свете, то свет должен падать слева (настольную лампу ставить справа). При чтении книги важно помнить об одной особенности левшей: они хуже воспринимают то, что расположено слева от них. Поэтому показывая книжку с картинками, расположите ее справа от ребенка.

  7. Для леворуких малышей будут полезны занятия по развитию содружественного действия обеих рук: плавание, занятия баскетболом, теннисом. Укреплению и развитию руки, координации движений будут служить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент, ниток, перекладывание мягких игрушек, работа с конструктором, закручивание и раскручивание гаек конструктора, игра с мозаикой, вырезание из бумаги предметов различной формы, плетение из ниток, завязывание узелков, работа с пластилином.

  8. Для развития пространственных представлений чаще используйте понятия: вверх, вниз, справа, слева, в углу, спереди. Рекомендуем начать с ориентации в собственном теле («Правая рука», «левая рука», «надень левый ботинок», «вытяни вперед руку») на листе бумаги, а затем при изготовлении аппликаций и конструировании.

  9. Развивайте способность планировать движение руки ребенка. Варианты заданий для формирования умения вести руку: «раскрутить» спираль вправо и влево; нарисовать волны; соединить точки по траектории.

  10. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». (Например: Безуруких М.М. Леворукий ребенок. Серия «Готовимся к школе». – М., 2004; Дубова С.Ф., Паншина И.А. Прописи для левшей.– М.: Издательство ГУП «Печатный двор»; Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М., 2007). Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.

  11. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверенны, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, играйте с буквами – эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.

  Уважаемые, мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы хотите узнать, как воспринимает мир ваш малыш–левша, то прочитайте всем известную книгу Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес». Мало кто знает, что эта книга написана математиком–левшой, специально для 6 летней Эллис Лидл, тоже левши. История этой книги такова, что изначально она не предназначалась для чтения другими людьми. Автор не предполагал, что рассказанная история станет любимой книгой детей и взрослых многих стран мира, он просто хотел поделиться эмоциями, выразить в игровой форме свое восприятие мира.

  Главное для вас – родителей - учитывать уникальность и неповторимость леворукого малыша. И от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего ребенка. С какими бы трудностями не столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.

 

Обязанности дошкольника дома

  Многие родители до сих пор считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями, поскольку детство дается один раз, и ребенок должен насладиться детством, играя, а, не выполняя посильную работу по дому. Обучая детей принимать на себя ответственность за домашние дела, мы тем самым расширяем их социальный интерес и готовим к тому, чтобы они не боялись принимать на себя ответственность и вне дома. Такие дети обычно лучше адаптируются к обстановке детского сада. а в дальнейшем и школы, испытывают гораздо меньше проблем с самооценкой, более уверены в себе, чем их «беззаботные» сверстники. Они менее склонны сорить на улице и готовы к позитивному взаимодействию с окружающими. Без такой подготовки дети становятся потребителями, присоединяются к той части общества, которая хочет только получать. Они требуют от жизни и от людей особого к себе отношения, не ощущая при этом ответственности, что должны сами что-то делать взамен. Такие дети редко чувствуют себя полноценными членами семьи.

  Поручать детям какие-то обязанности можно и нужно уже в самом раннем возрасте. Это поможет им ощутить себя частью семьи, почувствовать свою полезность и при этом сделает их ближе к семье. Многие родители недооценивают то факт, что даже очень маленькие дети могут сделать что-то для семьи. И это будет приносить им огромное удовольствие.

  Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Дети учатся всему через подражание взрослым, и наша задача в этом случае – дать возможность ребенку наблюдать за нами, поймать момент появления интереса к копированию того или иного действия и лишь помочь скоординировать, упорядочить это действие. Если быть внимательным к своему ребенку и позволять ему проявлять инициативу, можно легко заметить, какие ваши привычные действия ему интересно повторять. Возможно. ребенку нравится помогать накрывать на стол, раскладывать ложки для всех членов семьи или, наоборот, относить пустую посуду в раковину после обеда. Или ему нравится поливать цветы на окне. Ребенок убирает книги на полку, складывает свои игрушки в определенное место. Позволяйте это ему делать. Конечно, сначала эти маленькие шаги к самостоятельности не сэкономят вам времени, скорее наоборот, но в будущем они создадут основу вашего настоящего «сотрудничества» в домашних делах. Так семейные обязанности вашего ребенка будут сформированы естественным образом, без каких-то специальных воспитательных бесед и внушений. А если родители считают ребенка еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, это может привести к тому, что он привыкнет быть ведомым, и необходимая самостоятельность не разовьется.

  Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. В ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить занятие, которое станет вкладом ребенка в общее семейное дело.

  При распределении обязанностей взрослому следует соблюдать ряд принципов. У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права взрослый нарушает по той или иной причине, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности, недоверия, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

  После того как с помощью взрослого ребенок выберет какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать ее вместе с ребенком.

  Ребенок должен иметь возможность выбрать ту работу по дому, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору, или наступает логическое последствие отказа.

  Для выполнения заданий, поручений должны быть установлены соответствующие сроки, которые также желательно определить вместе с ребенком.

  Выполнение одного и того же задания может легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу. Необходимо менять поручения.

  При выборе количества дел взрослые должны опираться на здравый смысл. иначе ребенок может посчитать, что его используют.

  Особенности самооценки дошкольника таковы, что ее подкрепляет лишь позитивный результат, т.е. несомненный успех при выполнении дела. Задания, которого не получилось выполнить, ребенок (до 5 лет в особенности) будет стремиться избегать, чтобы снова не «проиграть». Именно поэтому для детей важны задания, которые будут им по силам. и их выполнение принесет удовлетворение полученным результатом.

  Не нужно делать за ребенка того, что он может сделать сам. Выбранные им задания в первый раз необходимо проделать вместе с ним, чтобы потом не пришлось делать замечания по поводу того, что вы сами не объяснили. Прежде чем требовать от него качества выполнения задания, необходимо этому научить. Возможно, придется несколько показать и объяснить, как именно сделать правильно то, что вы требуете какой, результат вы хотите получить и каким образом этого можно достичь.

  Взрослым нельзя забывать, что они служат образцом для ребенка. Если взрослый сам не способен поддерживать порядок или не доводит начатое дело до конца, то и нет смысла требовать этого от ребенка.

 

Рекомендации родителям в адаптационный период детей

1. За месяц до поступления ребенка в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения: 

- завтрак в 8.30, обед в 12.00, сон с 13.00 до 15.00; 

- заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда (включая полный набор - первое, второе, третье); 

- позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребенка.

2. Подберите ребенку удобную одежду и обувь, чтобы они соответствовали нужному размеру. Желательно надевать ребенку носки и хлопчатобумажные колготки, их легче снять и надеть, в них не потеют ножки.

3. Собирая ребенка в детский сад, не торопите его, при этом не раздражайтесь сами.

4. Приводите ребенка в детский сад заблаговременно, что бы он успел поиграть в игрушки до завтрака.

5. Ребенок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду: приведите его в начале на 2 ч., постепенно увеличивая время его пребывания в детском саду до обеда, и только потом оставляйте на целый день.

6. Приучайте с первого дня посещения ребенком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без труда ребенок и воспитатель могли их найти.

7. Если до посещения детского сада вы не отучили ребенка от вредных привычек, то во время адаптации нельзя сразу отнимать ребенка от пустышки, бутылки и т.д. 
8. Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностей ребенка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход.

9. Можете дать ребенку в сад его любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме.

10. Придя с ребенком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние матери неблагоприятно влияет на ребенка. 

11. Интересуйтесь у ребенка, как у него прошел день, чем он занимался, в какие игры играл? Ребенок с удовольствием с вами поделится и будет знать, что его пребывание в детском саду вам не безразлично.

12. Ребенок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени и отчеству). Учите его тому же.

13. Обязательно смотрите рисунки и поделки своих детей. Непременно похвалите ребенка, восхититесь его умениями. Это придаст ему уверенности в себе.

14. Не пугайте ребенка детским садом, чтобы у него не сложилось негативное отношение к детскому саду.

15. Прислушивайтесь к советам воспитателей, так как они с вашим ребенком находится большую часть времени и готовы помочь вам.

   Уважаемые родители, если вы будете придерживаться наших рекомендаций, то ваш ребенок быстрее адаптируется в детском саду.

 

Приобщение детей к пению

 Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня – это не только музыка, но ещё и стихи. Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеёк» хорошей песни рано или поздно приведёт вашего малыша к хорошей музыки – как серьёзной, так и лёгкой. Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.

  1. Петь громко – не значит петь хорошо.

  Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребёнка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счёт тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную погоду или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь. Иногда родители ругают малыша: «что ты там мурлычешь под нос? Поёшь – так пой!». И ребёнок привыкает к мысли, что петь громко – значит петь хорошо.

  2. При совместном пении не заглушайте голос ребёнка.

  Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки». В интересах ребёнка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

  3. Не высмеивайте и не ругайте ребёнка, если он поёт фальшиво.

  Это очень важно, поскольку маленький ребёнок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Так, одна девочка 12 лет категорически отказывается петь только потому, что в возрасте 3-4 лет мама высмеяла её за фальшивое пение. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребёнка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

  4. Используйте куклы и рисунки.

  Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребёнком песню «Зайка», где запев поётся медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу – зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, или, скажем, катится на коньках, а во время припева – прыгает. Можно использовать при разучивании песни иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку – перед ребёнком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж, песенку о лете – летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание.

  Приобщению детей к пению также помогают игры. В игру «Кто первый?» хорошо играть вдвоём с братом, сестрой или другим ребёнком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает тихо играть (или напевать без слов) мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 5 очков.

  Можно играть в эту игру, если у ребёнка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пяти, шести или более нотам.

  Другой вариант угадывания песни – по ритму. Вы прохлопываете ритм хорошо известной ребёнку песни. Потом просите его сделать для вас тоже самое. Такие игры развивают чувства ритма.

  И помните: пение внесёт в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение.

 

Дата последнего обновления страницы 09.01.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения